Интервью с TAFA (комментатор Cyberarena)

В Украине есть не так много людей, которые, не играя на данный момент профессионально в Counter-Strike, могут рассказать много познавательного о нем. К тому же сделать это так, что будет интересно слушать как продвинутому игроку, так и человеку, имеющему слабое представление об игре. Одним из таких деятелей можно смело назвать Тауфика «tafa» Хидри – комментатора и ведущего на дружественном нам портале cyberarena.tv.

На сей раз taf’е пришлось предстать в несколько необычной для себя роли – интервьюируемого. Итак, украинский Counter-Strike – глазами киберспортивного Левитана современности.

– Как думаешь, рывок, который совершил украинский Counter-Strike в последние полтора года, связан с денежными вливаниями и только?
Для начала нужно понять, о каком именно рывке идет речь. Если говорить о Na`Vi, то ясно, что без поддержки Arbalet’а всего бы этого не произошло. Мурат Жумашевич дал хороший разгон команде. Отдельно нужно похвалить игроков и руководство организации за объем и качество работы, которую они выполнили. В плане игры состав Na`Vi – это в чистом виде эволюция украинского Counter-Strike, туда попали самые стойкие и опытные игроки, которых нужно было немного мотивировать. Как мы все видим, мотивации было достаточно.

Если говорить о киберспортивных организациях, то в Украине их немало и турниров проводится достаточно, начиная от чемпионатов района, школы, университета и заканчивая чемпионатом Украины и Суперкубком. Также не стоит забывать о ежегодных квалификация WCG и ESWC – с того момента как у украинских игроков появилась возможность играть по Интернету, с турнирами у нас проблем нет. Да, хотелось бы поднять их на более высокий уровень, но я думаю, со временем и это придет. Все-таки киберспорт еще не такой, каким бы мы его хотели видеть.

У нас есть другая проблема: «старички» «забивают», а молодых игроков хорошего уровня не так много. Также стоит отметить, что постоянных команд у нас не так много, и от этого страдает качество игры. Вот тут-то всем нам бы и помогли денежные вливания в киберспортивные организации – клубы, кланы, команды и т.д. :).

– Какое главное отличие в развитии команд, которые играют на ЛАНе, и онлайнерами?
Многогранный вопрос, на него можно отвечать долго. Я думаю, почти все команды играют и на ЛАНе, и в онлайне. Другое дело, что теперь стали появляться персонажи, которые бывают только в онлайне, а на ЛАН-турнирах мы их не видим.
– В чем заключаются главные преимущества ЛАН-тренировок?
В живом общении и общении вне игры. Я думаю, такие вещи делают команду более дружной и общительной, а всякие спорные вопросы решаются очень быстро.
– Как думаешь, почему турниры, скажем так, серии нон-про собирают гораздо больше команд, чем те же открытые квалификации на ASUS? Молодые игроки бояться трудностей?
Все хотят побеждать. Но почему-то большинство игроков считают, что они не готовы к про-турнирам. А ведь пока не попробуешь – ничего не получится. И думаю, да, большинство молодых игроков боятся трудностей.
– То, что Na'Vi так мало играют с украинскими командами, тормозит в какой-то степени развитие отечественного Counter-Strike?
Я думаю, Na'Vi играют с украинскими командами так же, как и раньше. Но помню, было время, когда топ-команды в нашей стране вообще не играли друг против друга.

– Как думаешь, если бы состав Na'Vi не собрался в свое время, чем бы мог сейчас похвастаться украинский Counter-Strike?
Я думаю, что тут есть два варианта развития событий: первый – в Украине было бы три сильных, равных коллектива; второй – В Украине не было бы ни одной сильной команды.

Немного объясню свою точку зрения. Играли бы игроки Na’Vi в разных командах, у нас снова появилась бы борьба на внутренней арене. Но тут же понимаешь, что именно победы Natus Vincere дали такой сильный моральный толчок для всего отечественного комьюнити. Многие бы попросту могли в прошлом году «забить», я говорю не только про игроков Na’Vi.
– На последнем ASUS Cup украинские команды выступили довольно плохо – лишь один коллектив добрался до плей-офф, и тот – микс. На SuperCup ситуация сложилась иным образом. Какой из турниров был более показательным в плане демонстрации силы украинского CS?
Я думаю, самым показательным в плане демонстрации силы стал Extreme Masters. А сравнивать SuperCup и ASUS сложно – у турниров разный формат, да и форма у команд на этих чемпионатах была разная.

– Есть ли, на твой взгляд, молодые и перспективные команды в Украине, которые в ближайшее время смогли бы потягаться с DTS и KercNET?
Я бы сказал, что команд нет, но есть немалое количество игроков – «старички» и молодежь, из которых можно было бы собрать коллективы. Однако все упирается в финансовую сторону. Да, конечно, команды и без поддержки на внутренних чемпионатах могут бороться и с DTS, и с KerchNET, но вопрос в другом: что дальше? Со временем они все равно бы стали поставщиком новых игроков в эти команды.

– Когда матчи по Counter-Strike будут в полном объеме транслироваться на ТВ?
Я думаю, что никогда, в этом просто нет смысла. Сейчас все идет в Интернет, даже телевидение.

– Теперь немного личных вопросов. Расскажи, как ты стал комментатором. Когда впервые сел за микрофон и начал вещать на стриме?

Все просто: сначала нашей организации потребовался телеведущий – когда мы стали снимать программу и показывать ее на региональном телевидении. Этим ведущим стал я. Через некоторое время мы уже делали программы, которые показывали на всю Украину по MTV и «Мегаспорту».

В общем, к комментированию я был готов. Как только Интернет позволил сделать радиотрансляцию, я сразу взялся за микрофон. Ну а потом пошло-поехало.
– Что ты делал для того, чтобы усовершенствовать свои комментаторские способности?
Общался с людьми :). А вообще, сильно помогла работа над нашей программой – я и монтировать научился, и начитывать тексты, ну и кое-что узнал о ведущих.
– На кого равнялся в свое время? Есть ли кумиры сейчас?
Когда я начинал, не было на кого равняться. Но когда появилось НПКЛ, я всегда с удовольствием слушал Никиту «smb» Бокарева, бывшего менеджера ForZe. Ну а сейчас к нашей организации присоединился v1lat – работа с ним доставляет огромное удовольствие.
– Мечтал ли в детстве о том, что тебя будут слушать тысячи ушей?
Если честно – нет. Парень я скромный и лишнее говорить не люблю – если кто-то в это поверит :).
– Какая игра из тех, на которых тебе довелось работать, выдалась самой сложной для комментирования?
Я думаю, игра дисциплины «Ил-2 Штурмовик». Видео прилагается.

– Работа кого из коллег производит наибольшее впечатление?
Я уже отмечал v1lat'а, но также не забуду про всех сотрудников cyberarena. У нас отличная бригада, Роману отдельный респект :).
– С чем бы сравнил профессию комментатора?
Я думаю, ее нельзя ни с чем сравнивать.
– Не пробовал комментировать на украинском языке?
Пробовал. Могу повторить, но нужна практика. Думаю, за два-три месяца я бы отлично справлялся с эфирами, а mIRC’а и чат быстро бы мне помогли – я имею в виду зрителей, хорошо владеющих украинским языком.
– На улицах Киева узнают?
Очень редко.
– Как предпочитаешь проводить свободное от киберспорта время?
Сильно люблю футбол.
– «Шахтеру» по силам пройти «Барселону»?
По силам :). Привет Амирану, Страйку, Вейсу, Мумику, Эскимосу и всем киевским киберспортивным «пенсионерам». Читателям скажу только одно – жду вас на наших трансляциях.

«Все хотят побеждать. Но почему-то большинство игроков считают, что они не готовы к про-турнирам. А ведь пока не попробуешь – ничего не получится».

«В общем, к комментированию я был готов. Как только Интернет позволил сделать радиотрансляцию, я сразу взялся за микрофон».